В 1961 году одна из американских телекомпаний купила 30 телевизоров и расположила их прямоугольником. Так родилась игра «Jeopardy», ставшая известной у нас под названием «Своя игра».
Простота правил, несложные вопросы, сгруппированные по темам, индивидуальный характер игры, а значит, возможность проявить себя, азарт, в короткий срок сделали её чрезвычайно популярной игрой среди знатоков. И если популяризатором игр ЧГК и «Брейна» выступил Первый канал России, то в том, что «Своя игра», или как говорят знатоки «Свояк», стала народной игрой – безусловно заслуга телеканала НТВ. Те, кто имеют возможность смотреть этот канал, знакомы с ней.
Суть её такова: трём игрокам задаются вопросы по определённой тематике. Обычно на одну игру в такой группе отбирается 5 тем. В каждой теме – по пять вопросов с нарастающим уровнем сложности стоимостью от 10 до 50 очков. Знаешь – нажимаешь на кнопку и отвечаешь. Правильно ответишь – зарабатываешь соответствующие сложности вопроса очки. Проблема в том, что если ответишь неверно – с тебя снимают эти очки. Поэтому часто бывает так, что вроде бы и знаешь, о чём спрашивают, но не рискуешь нажать, особенно при вопросе за 50, а потом кусаешь локти, когда выясняется, что твоя мысль была верной. Игрок, который по результатам игры наберет больше всех очков, объявляется победителем, и продолжает движение к финалу. Если максимальную сумму баллов набрали несколько игроков, то лидером становится игрок, набравший больше очков без учета минусов. Если и здесь показатель равен, то тогда выигрывает тот, кто чаще давал правильные ответы. Если и здесь будет равенство, то тогда для таких игроков проводится дополнительная игра на любую запасную тему. В каждом новом круге игроки начинают играть с нуля.
Для проведения турнира по «Своей игре» необходимы определенные технические средства, в частности аппаратура, позволяющая определять, кто первым заявил право на ответ. Хотя если нет аппаратуры, то первым может отвечать тот, кто первым подал сигнал, хлопнув в ладоши. Как видите, в целом «Свояк» чем-то и в техническом, и в организационном плане напоминает «Брейн-ринг». Не случайно многие «Свою игру» рассматривают как своеобразный персональный «Брейн».
Одним из отличительных правил «Свояка» от «Брейна» является то, что здесь игроку для того, что бы ответить, не обязательно дожидаться специальной команды, то есть, здесь нет фальстарта. Игрок может в любой момент прервать чтение вопроса и дать свой ответ. Если ответ окажется неверным, то ведущий для остальных игроков дочитывает вопрос до конца и ждет ответ. Игроки обязаны дать его в течение 5 секунд. После истечения этого времени ведущий зачитывает правильный ответ и приступает к следующему вопросу.
В турнире «Своя игра» может принимать любое количество игроков. Главное, объединить их в группы. Наиболее оптимально, когда в группе от трех до пяти человек, а групп – 9 (вариант А).
Схема проведения турнира «Своей игры» в таком случае такова:
1. Игры в 9 группах. Победители выходят в третьфиналы.
2. Игры в третьфиналах. Победители выходят в финал.
3. Финал.
В целом для турнира, в таком случае, понадобиться 13 боев и 52 темы (260 вопросов).
Можно обойтись и меньшим числом (вариант Б). В таком случае формируются лишь 3 группы по 5 игроков в каждой (т.е в турнире играет 15 человек). Три лучших игрока группы выходят в третьфиналы, где формируют группы соответственно своим местам в отборочных группах (например, игрок, занявший первое место в отборочной группе А, т.е. игрок 1А, в третьфинальной группе играет с игроком, занявшим второе место в группе Б, т.е. 2Б, и игроком, занявшим третье место в группе В, т.е. 3В). Ну, а победители в финале разыграют 1-3 место. В таком случае необходимо всего лишь 7 боев и 30 тем (150 вопросов).
С более подробной информацией (вопросы, схемы, образцы раздаточного материала и т.д.) можно познакомится в брошюре Голяева В. А., Голяевой Г. И. – Что? Где? Как? Организация и проведение интеллектуальных турниров. – Артёмовск: Третье тысячелетие – НТ, 2007.