ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для проведения занятий в клубе интеллектуальных игр и основывается на игре «Что? Где? Когда?» (Далее – «ЧГК») и других смежных с ней игр и рассчитана на два учебных года. После приобретения необходимых теоретических знаний учащиеся впоследствии развивают свои практические и игровые навыки в составе сложившихся после первого года команд.
Поэтому программа второго и последующих лет обучения состоит в основном из практических и игровых занятий.
Группа, занимающаяся по данной программе, может насчитывать от 12 до 18 учащихся (кратное 6-ти) возраста 12-18 лет.
Программа в идеале рассчитана на 2 года обучения:
• 1-й год – 144 часа (2 часа дважды в неделю);
• 2-й год и последующие – 216 часов (3 часа дважды в неделю).
Целью предлагаемой программы является:
– обучение учащихся приёмам и навыкам игры в «ЧГК» и смежных с ней игр, а на основе этого …
–формирование и развитие у них жизненно-важных компетностей
(социальной, коммуникативной, поликультурной, информационной, самообразования и саморазвития, продуктивной творческой деятельности);
– развитие творческой личности;
–повышение интеллектуального уровня и расширение у них интеллектуальных навыков вообще, развитие эрудиции, логики, фантазии;
–создание мотивации к постоянному самосовершенствованию и самообразованию;
– обучение коммуникативным навыкам;
– обучение собранности, умению принимать решение в критических ситуациях;
– привитие любви к работе с книгой и другими источниками знаний.
Форма проведения занятий – групповая и индивидуальная.
Упор в занятиях делается на игру как на таковую, в процессе которой предусмотрена проработка необходимых навыков и выполнения поставленных целей. Отсюда преобладание чисто игровых занятий над теоретическими и практическими (где отрабатывается какой-то конкретный вопрос). В ходе игровых занятий у учащихся есть возможность проявить приобретённые знания и навыки в комплексе, а у педагога замечать и устранять слабые места и недоработки в их подготовке. Кроме того, как показывает практика, конкретные знания, полученные в ходе игры и имеющие эмоциональную окраску, являются наиболее устойчивыми. Примерная схема игровых занятий дана далее в программе.
К концу первого года обучения из учащихся формируются 2-3 команды знатоков, которые принимают участие в различных фестивалях. Кроме того, учащиеся приобретают необходимые навыки, что бы суметь организовать и провести игру «ЧГК» у себя в классе, школе, городе и т.д.
В целом учитывается отсутствие каких либо официальных теоретических или методических пособий по игре «ЧГК», программа опирается на богатый опыт, накопленный горловским клубом знатоков по руководством Б. Левина, артемовским клубом интеллектуальных игр, общественной организацией Центр развития интеллекта молодёжи, детей и юношества г. Артёмовска, а также другими клубами СНГ: днепропетровским, одесским, харьковским и гомельским.
1. Вводное занятие.
Знакомство с членами группы, их наклонностями, интересами, предпочтениям. Рассказ цели и задаче кружка. План работы и порядок проведения занятий. История и принципы игр «ЧГК». Правила игр. Игра «ЧГК» в нашем городе.
2. Вопрос – основа игры. Требования к вопросу. Специфические способы
составления вопросов.
Интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, чёткий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение мыслить нестандартно. Умение находить необычное в обычном. Смысловое и стилистическое оформление вопросов. Приемы шифрования информации.
3. Алгоритмы поиска ответов.
Фильтрация информации в вопросе. Ключевое слово. Как строить логическую цепочку. Нестандартное мышление. Умение вжиться в образ автора вопроса, понять его логику составления вопроса. Наиболее часто встречающиеся приёмы зашифровки информации. Отсечки. Соответствие ответа форме вопроса.
4. Эрудиция – ключ к успеху.
Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки. Принцип разносторонности знаний.
5. Как работать с книгой.
Основные приёмы работы с книгой. Специфические приёмы для составления вопросов.
6. Игра «Эрудит-лото».
Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото».
7. Принципы игры в команде.
Команда – единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
8. Распределение командных ролей.
Основные игровые амплуа и их функции: капитан, генератор идей, критик. Другие возможные роли («Том прямого действия», «Форма вопроса», «Ответ» и др.). Специализация игроков по сферам знаний.
9. Отработка игры в шестёрках.
Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.
10. Как организовать «ЧГК».
Три основные формы игры «ЧГК»: классическая, спортивная, синхронная. Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу. Технические и организационные нюансы подготовки турнира. Подбор и редактирование пакета вопросов.
11. Основные особенности «Своей игры».
Основные правила «Своей игры». Тактика игры. «Своя игра» – предпосылка успешной игры в «Тройке».
12. Основные особенности игры «Тройка».
«Тройка»: правила игры и её особенности. Функции капитана и пристяжных. Подбор троек и отработка их взаимодействия.
13. Основные особенности игры «Брейн-ринг».
Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требование к вопросам на «Брейн-ринге». Особенности общения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».
14. Формы нетрадиционных логических игр.
«Даугавпилс», «Веришь, не веришь», «С точностью наоборот», «Интеллектуальный покер», «Отгадай задуманное», «Интеллектуальный хоккей», «Травести», «Откажись или удвой» и др.
15. Игровые занятия. Примерный план игровых занятий.
1. Интеллектуальная разминка (15-10 мин.)
2. Игра в «ЧГК» (30-35 мин.)
3. Игра в «Брейн-ринг» (45 мин.)
16. Итоговое занятие. Подведение работы за год. Рекомендуемый список литературы на лето.
Возможно включение других тем в программе игр. Время и темы игр может варьировать в соответствии с конкретной ситуацией и целями, поставленными педагогом (например, подготовка к конкретному турниру).
Вопросы и другие игровые материалы готовятся в основном руководителем и учащимися.